Публикации в прессе

ЗаголовокНА РОДНОЙ ЗЕМЛЕ Демидовская районная газета №5 от 2 февраля 2018 г.

20 апреля 2018 г.
ЗаголовокНА РОДНОЙ ЗЕМЛЕ Демидовская районная газета №5 от 2 февраля 2018 г.
20 апреля 2018 г.
«НА РОДНОЙ ЗЕМЛЕ»
   8 декабря 2017г. в выставочном зале Демидовского историко-  краеведческого музея открылась  персональная художественная выставка «На родной земле» смоленского художника Юрия Мелькова. Выставка приурочена  45-летию  его творческой деятельности. В экспозиции представлены  37  произведений живописи – от небольших натурных этюдов  до тематических картин. Это ретроспективный показ творчества художника. Самая ранняя работа, «Автопортрет», датируется 1971 годом. Всё творчество художника посвящено родной земле, её людям и истории. Его имя хорошо известно по многим выставкам, в которых он принимал участие, по его произведениям, хранящимся в музеях и частных коллекциях в России и за рубежом. В искусстве он остается приверженцем реалистической школы живописи, сохраняя верность традициям, заложенным в творчестве художников ещё на рубеже 19 и 20 веков. 
  Юрий Мельков родился в 1951 году в городе Кривой Рог Днепропетровской области. Становление и творческое развитие Юрия Мелькова имело определенные особенности, ведь свой путь в изобразительном
искусстве он начинал в семье художника. Отец, Мельков Геннадий Алексеевич (1922-1987 гг.), закончил Великую Отечественную войну лётчиком-штурмовиком. До войны, в школе, замечательно рисовал, мечтал поступить в Ленинградский художественный институт им. И.Е.Репина. Но война внесла в жизнь свои коррективы, однако стремление стать художником он не оставил, и в 1957 году поступил на заочное отделение Московского полиграфического института на отделение художественного оформления книги.
 В 1959 году семья переехала из Кривого-Рога в Смоленск. Здесь Г.А. Мельков работал главным художественным редактором Смоленского книжного издательства, преподавал на художественно-графическом факультете педагогического института. Был деканом факультета, возглавил кафедру рисунка, активно участвовал в творческой жизни как художник график, стал членом Союза художников СССР. И потому естественно, что сын Юрий рос в особой среде художников, любивших старину, читавших книги, ценивших искусство и знание.
Он вспоминает: «К нам любили приходить друзья моего отца. А это были смоленские писатели, поэты, журналисты, художники. Я с детства был в курсе дел Союза, был знаком с «фондовскими» художниками и немногочисленными в те 60-ые годы членами Союза художников СССР. С удовольствием выезжал с отцом на худграфовские пленэры, которые проходили в красивейших и не тронутых тогда еще цивилизацией уголках Смоленщины: в Велиже на Западной Двине, на озере Сапшо в поселке Слобода (теперь п. Пржевальское), на озере Чистик на базе пединститута. В этих поездках я, тогда ещё мальчишка 12-16 лет, подружился со многими смоленскими художниками, которые преподавали на худграфе. А довольно частые поездки с папой на зимние и летние рыбалки и в смоленские леса за грибами приобщили меня к природе. И эти детские впечатления и переживания до сих пор согревают моё сердце». 
В 1968 году Юрий Мельков поступил на художественно-графический факультет Смоленского государственного педагогического института, где преподавали в то время мастера с блестящим художественным образованием. С благодарностью он вспоминает В.Н.Соловьева, В.И.Смирнова, А.Г.Сергеева, К.Б.Пастернака, В.А.Ласкина. Учиться было необычайно интересно, время учебы промчалось быстро. В 1973 году в качестве дипломной работы он выполнил живописную композицию «Фехтовальщик», защита которой прошла на «отлично».
По словам  искусствоведа  Светланы Михайловой   ощущение и переживание жизни, запечатленное в полотнах Юрия Геннадьевича , отличается в его художественном выражении особой свежестью и позитивной энергией, с которой художник создает собирательный образ России. Благодаря этому качеству, он принадлежит кругу художников, трудами и творчеством которых продолжается линия отечественной живописной традиции.
Картины Мелькова не содержат при этом внешне злободневных, полемичных черт, художник стремится к отражению в живописи красоты вечной и одновременно современной. Тонкий мастер лирического пейзажа, он обращается к природе как вечному источнику гармонии, считая, что художник может учиться у нее бесконечно.
 
 Он  много путешествует, но никакие яркие впечатления не способны ослабить то особое воздействие, какое на него оказывают виды родной Смоленщины. Насколько дорог художнику этот древний город с его особой судьбой оплота и защитника Руси. 
Пейзажи Смоленска Юрия Мелькова оптимистичны и жизнеутверждающи, исполнены чувства хранения исторической памяти и обновления. Они несут в себе неизменный отпечаток характера автора – всегда бодрого, полного энергии человека.      Живописные произведения Юрия Мелькова выполнены в различных жанрах – это натюрморты, пейзажи, портреты, исторические картины.  Каждая его картина – серьезный повод вникнуть в сущность бытия, понять свое место в жизни и восхититься этой жизнью. Именно любовь к жизни во многих её проявлениях можно считать основным содержанием произведений художника. Юрий Мельков в своем искусстве уводит зрителя из привычного бешеного ритма жизни в мир спокойной созерцательности вечных и непреложных ценностей, заставляет зрителя остановиться и отдохнуть душой перед тем, как снова броситься в круговорот житейских проблем. 
Особое место в творчестве художника занимает историческая тема.  На  выставке автор показывает  ряд произведений, связанных с исторической тематикой, большая часть которых связана со Смоленской землёй и её героической историей. Впервые художник представляет произведения, которые посвящены Смоленску начала XVII века. Это картина, воссоздающая исторический облик города - «Смоленск в начале XVII века» и картины «Благословение» (Оборона Смоленска от польских захватчиков в 1609-1611 годах)  и «Прорыв», в которых отображены драматические события обороны Смоленска  в 1609-1611 годах. Закономерным для художника является обращение к жанру исторического портрета, возникающего как продолжение тематической картины и ознаменовавшего в конечном итоге тесное переплетение этих двух жанров в его творчестве. Примером тому служит произведение «Смоленский воевода боярин Михаил Борисович Шеин» (2001), образ многозначительный и монументальный, в котором художник разрабатывает концепцию человеческого характера, утверждая особую значимость духовных человеческих ценностей и ответственность за их сбережение, защиту духовных идеалов земли русской.
Говоря о творчестве Юрия Мелькова, невозможно не удивляться его высокой энергии и работоспособности. С юных лет он профессионально занимался спортом, тренировал сборную педагогического института по фехтованию, в спецбатальоне прошел службу в рядах Советской армии, долгие годы работал в редакциях смоленских газет, писал статьи, был принят в члены Союза журналистов, преподавал в художественной школе. За годы жизни в искусстве Юрий Мельков стал участником крупнейших знаковых всесоюзных, всероссийских, региональных и международных выставок, его творческие достижения отмечены дипломами, Золотой медалью Союза художников России, Почётными грамотами губернатора, областной Думы и администрации города Смоленска.
  Он всегда был активен в общественной жизни, в 1999 году был избран председателем правления Смоленской организации Союза художников России и возглавлял организацию до 2012 года.
Сейчас Юрий Мельков продолжает много и плодотворно работать, остается неизменным участником всех вернисажей, проводимых Союзом художников, и можно быть уверенными, что впереди у него еще много свершений. Он берется за кисть для того, чтобы взволновать, удивить своего зрителя, показывая, что каждый новый день, какие бы противоречия ни открывал перед нами, на самом деле всё же прекрасен. 
 
                                                                           Елена Фендель-
                                                                           научный сотрудник 
                                                                                Демидовского 
                                                                              историко- краеведческого  музея
                                                                             Елена Фендель