Публикации в прессе

Не опозориться бы перед потомками... ("Смоленские новости", 07.12.2006)

18 октября 2013 г.
Много ли надо сделать или, напротив, сколько и как долго бездействовать, чтобы город Смоленск, славный своей древней историей и культурой, имеющий в своих пределах целых три архитектурных памятника XII века, превратился в заштатный провинциальный городишко? Вопрос звучал бы риторически или несколько провокационно, если бы не имели место следы некоторого культурного запустения (а может, точнее сказать, отставания от культурных запросов времени). Пока ситуацию свежим глазом оценили туристы, сетующие на отсутствие в городе культурно-выставочного центра, галереи современного искусства и т.д. Оценивают - часто в непарламентских выражениях - отсутствие учреждений культуры жители окраинных микрорайонов, оказавшихся за пределами культурного пространства. Свое горестное резюме выносят (как теперь водится - в стенах собственных кухонь) и работники культуры: в областном бюджете-2007 на культуру намечено выделить менее 2 процентов средств.
Этот вопрос "о превращении" по-серьезному волнует и профессионалов от искусства... И потому наш диалог с председателем Союза художников России, членом общественного Совета ЦФО Юрием Геннадьевичем Мельковым был пронизан непоказной тревогой и беспокойством за культурную судьбу города.
 
- Всякая серьезная проблема, как и названная, - это сложная мозаика частностей и нюансов. В данном случае прежде всего надо говорить о том, что отсутствует закон, учитывающий специфику труда творческого работника, его нестандартное, как бы сегодня сказали, существование в социуме. До сих пор не определен правовой статус творческого работника, не установлены какие-либо социальные гарантии. Хотя так было не всегда. Нивелировка произошла после того, как где-то в 1994 году творческие союзы были приравнены к общественным организациям (а последних, сверхбедно живущих, только в Центральном Федеральном округе более трех тысяч). Особенно обострились проблемы, которые ныне испытывают и другие творческие союзы Смоленщины, после того, как утратила силу статья 50 Закона РФ "Основы законодательства о культуре" и, соответственно, областной Закон "О культурной деятельности в Смоленской области". С их "кончиной" ушла существенная поддержка, особенно художникам. Ведь им должны были предоставляться в аренду мастерские с оплатой коммунальных услуг на уровне тарифов для населения. А они до недавнего времени, как вы помните, были вполне щадящими. 
И надо отдать должное областной и городской власти - законодательной и исполнительной: у нас и сейчас платежи на уровне населения.  Принят и конкретно действует областной Закон "О культуре", который предоставляет субсидии творческим союзам. Они идут на развитие материально-технической базы, выставочной, творческой, издательской деятельности и т.д. Но вот вопрос - а будет ли он действовать, этот закон, приди другой, например, губернатор? Или тогда, пока какой-то юрист не усмотрит, что это находится в противоречии с федеральными установками? Все-таки отсутствие самого главного, федерального закона - предмет самого большого нашего беспокойства.
 
- Как велики эти субсидии?
 
- Невелики. На 2007 год нам выделили 150,9 тысячи рублей в год. Это примерно чуть больше, чем по одной тысяче рублей на одного члена СХ. И то мы рады. Эти средства пойдут, в основном, на творческую помощь (в 2007 году у нас 20 юбиляров! Круглые даты у живописцев В. Ельчанинова, Н. Агеевой, Г. Намеровского...). Но заметьте - ни на ремонт, ни на коммунальные нужды ни одного рубля из этой суммы взять мы не имеем права. А как же содержать нам тот же Дом художника на Большой Советской? Острейший вопрос. При этом необходимо отметить, что мы организуем около 30 выставок в год - в основном в г. Смоленске совершенно бескорыстно. Даже тот маленький ручеек средств, который притекал Союзу художников от сдаваемых в аренду небольших площадей в Доме художника, теперь перекрыт, причем на законном основании. Это произошло нынешним летом. И мы за отсутствием средств сразу прекратили  ремонт крыши этого здания, она отремонтирована меньше, чем наполовину. Не доберутся руки и до ремонта фасада, а куски лепнины и штукатурка скоро попросту начнут отваливаться на головы проходящим по тротуару людям. И нет уверенности, что в будущем году мы справимся с коммунальными платежами.
 
- Что предполагаете делать в этой ситуации, Юрий Геннадьевич?
 
- Я надеюсь на благосклонность и мудрость областной администрации, которая, будь она последовательной, взяла бы этот памятник архитектуры на полное содержание. Чтобы Дом художника не превратился в развалины, чтобы он исправно функционировал в нашем славном городе. Я буду обязательно ставить это вопрос, поскольку Дом художника как памятник архитектуры - в реестре областной собственности.
Очень важно подчеркнуть, что за наши права и, прежде всего, за признание правового статуса творческого работника, художника в частности, за льготы и социальные гарантии активно борется в Москве юридическая служба Союза художников России.
 
- Не напоминает ли это войну с ветряными мельницами, когда художники в составе многочисленной армии творческих работников живут и действуют, а для закона этой категории трудящихся не существует? Не нонсенс ли это?
 
- Даже более того - абсурд. Именно так воспринимаем мы все доселе происшедшее. Много лет было потрачено на проект ФЗ "О творческих работниках и творческих союзах". Но в 2000 году проет был отклонен Президентом. В чем была суть возражений? Законопроект противоречит как Конституции РФ, так и действующему законодательству (?!). Было проигнорировано, что проет являлся базовым законом, к которому прилагался "шлейф" всяких дополнений и изменений. Получается, по мнению экспертов президентской администрации, что существование творческого работника противоречит основному закону страны. А как тогда быть с рекомендацией ООН к положению о творческих работниках? С Бернской конвенцией? Конечно, на уровне Госдумы не прекращаются меры по спасению проекта этого закона. Думается, жесткие реалии жизни когда-то заставят принять хотя бы изменения в различные кодексы и уж обязательно в Федеральный Закон "О трудовых пенсиях". Ведь в чем несуразность? Если художник занимается только творческим трудом, то, по трудовому законодательству, он "нигде не работает", т.к. не получает зарплату (авторский гонорар не в счет - отчисления с него не идут). Ведь некоторые художники десятилетиями пишут одну картину. Для закона такой художник - неработающий человек и должен получать минимальную пенсию как какой-то наркоман или бомж. И в таком положении очень и очень многие художники.
 
- Как они к этому относятся?
 
- Сначала подергались, подергались. А потом вынуждены были искать работу, чтобы по каким-то ведомостям отчисления с зарплаты шли. Кто кружки ведет, кто преподает в учебных заведениях. Хорошо, что в Смоленске по нашему профилю немало таких учебных заведений, школ. Но ведь есть художники с их особым творческим методом,  которые не могут отдаваться преподавательской деятельности. Их очень это отвлекает. 
Минимальны социальные гарантии и с другой стороны. Я имею в виду содержание мастерских-студий. Ведь согласно 131-му Закону "Об общих принципах местного самоуправления в РФ" весь нежилой фонд до 1 января 2009 года предстоит передать, продать, распределить... на конкурсной основе. То есть избавиться. Получается, что в любой момент творческие мастерские-студии (в Смоленске их, арендованных у города, около 60) могут выставить на продажу. И художников выбросят на улицу. Хотя они из последних сил оплачивают эти мастерские, их "доходы" общеизвестны. Мы сразу с выходом соответствующих нормативов стали обращаться и к Главе города, и к депутатам горсовета, и к Губернатору, и к областной Думе с тем, чтобы приняли законы о статусе творческой мастерской, который бы защитил нас. И вот недавно, через десять месяцев после нашего обращения к председателю Смоленского горсовета С. А. Лебедеву, пришел ответ. Суть его в том, что в 2007 году приватизация помещений, где располагаются мастерские-студии, не планируется, но какова будет судьба этой муниципальной собственности, то бишь мастерских, в 2008-2009 году? Неведомо.
Если, конечно, всерьез озаботиться культурной судьбой города, то власть должна решать вопрос и с выставочными площадями. Известно, что уже часть площадей выставочного зала на ул. Коненкова отдана прежнему владельцу - Смоленской епархии. Мы и раньше в Смоленске не имели возможности проводить чрезвычайно интересные для зрителей масштабные республиканские художественные выставки, которые, кстати, с огромным успехом проходят в других городах России. А теперь даже проблема - как разместить произведения предстоящей в декабре традиционной выставки "Палитра года". Выставочные площади очень и очень малы. 
Давно назрел, даже перезрел вопрос о строительстве культурно-выставочного центра в г. Смоленске. Ни выставки, ни концерты негде проводить, если, например, филармония на ремонте. Насколько бы легче гражданам жилось и дышалось, если бы в этой суете, бедности, плохой экологии, обрушивающихся сейчас, более активной была бы культурная жизнь. Координационный Совет творческих союзов предлагал сделать культурно-выставочный центр в разрушающемся памятнике архитектуры - кинотеатре "Октябрь". Что-то отреставрировать, что-то пристроить. Замечательное место. Года два назад был поднят этот вопрос, но вскоре все заглохло. Стоит вспомнить, что оставила городу княгиня Тенишева, Иван Ефимович Клименко... Очевидно, чиновникам выгоднее организовывать какие-то коммерческие проекты, открывать магазины, казино, бензоколонки. О культуре всерьез не думают. Ни город, ни область. Ситуация тревожная. Превратить наш славный своей историей и культурными традициями Смоленск в захудалое провинциальное местожительство можно довольно быстро. Но как потом смотреть в глаза потомкам? А как жить сегодня в культурно-усеченном пространстве?
 
Беседовала Раиса Гайдарова