Искусствоведение

Л. Мельникова, искусствовед, ст. научный сотрудник Смоленского музея-заповедника. "В краю кривичей. Послесловие к персональной выставке 2001г."

У смоленского художника Юрия Генадьевича Мелькова - своя линия в искусстве и он последовательно ее проводит. Впрочем, этот интеллигентный человек отличается последовательностью во всем: он неизменно доброжелателен в общении с людьми, бескомпромиссен в нелегкой работе на посту председателя правления смоленского Союза художников, делая все возможное для нормальной жизнедеятельности этой большой организации. Он входит в областной градостроительный совет и к его мнению прислушиваются городские архитекторы. При огромной административной и общественной деятельности ему удалось подготовиться в середине сентября к персональной выставке, посвященной 50-летнему юбилею.

Ю.Мельков работает во многих жанрах: портрете, пейзаже, натюрморте, историческом жанре, всегда стремясь к завершенности произведения. Его искусство бесконфликтно и сдержанно, в нем нет эпатажа и аффектации, разрушающих внутреннюю цельность зрителя на выставках современного авангарда. Притягательность его полотен состоит как раз в той вдумчивости и кропотливости, с которой художник создает собирательный образ России. Об этом говорят пейзажи, где запечатлены Псковщина с ее пушкинскими местами. Калужская, Тверская, Ивановская, Владимирская области, родная Смоленщина. Он особенно чуток к душевному расположению среднерусской природы. Дело тут и в особенности живописного дара художника и в свойствах его характера, основной чертой которого является внутренний такт, особая деликатность в подходе к тому или иному природному мотиву. Чаще всего эти мотивы просты и незатейливы: поле, лес, цветы у старого сарая, цветущий куст сирени в палисаднике. Наряду с этим художнику свойственно масштабное видение природы, как бы с высоты птичьего полета. Ощущением космизма пронизан диптих "Вид на озеро Маленец" и "Вид на озеро Кучане" (1999). На берегу озера Кучане в Михайловском находилась усадьба Пушкина. Первобытность природы как бы одухотворена незримым присутствием поэта. Ю.Мельков не гонится за внешней красивостью мазка, сознавая, что вобщем-то тихая прелесть среднерусской полосы таит в себе суровую цветовую гамму. Поэтому часто его пейзажи отражают состояние щемящей нерадостности, особой неприбранности, унылой неприютности русской природы. Особенно это чувствовалось в начале 96х годов, когда Россия переживала острый кризис переходного времени, затянувшийся на десятилетия. От картины "У старой бани" (1991 г) веет ощущением драмы. Ветхое строение с прохудившейся крышей, заросшее бурьяном в человеческий рост - символ заброшенности. Это частица России, за которую испытывает тревогу каждый мыслящий человек. Чувствуется, насколько дорога этому художнику родина с ее трагичной судьбой. Недаром у Юрия Мелькова возник целый цикл, посвященный русской истории. Одно из свойств произведений Мелькова - былинность. В картине "В краю кривичей"(1998) изображен дремучий лес с фигурками языческих богов, в его просвете виднеется светлой жемчужиной река, по которой движется ладья с белым парусом. Художник подчиняет постранство плоскости, а время - своему воображению. Ему важна линейная и воздушная перспектива, но больше всего - легендарно-историческая. Замысел картины возник в 1981 году под Вышним Волочком , хотя о теме думал уже давно, не хватало мотива с ладьей. Здесь сплелись и рериховские образы: древние капища, Русь языческая с ее идолопоклонством, ладья выступает символом христианства. Персонажи картины-тени ушедших столетии, художник вызывает их по своему желанию, и они делаются реальными. Так осуществляется связь времен. При созерцании подобных работ что-то происходит в нашем сердце, и мы еще более осознаем себя русскими людьми. Исторической теме - охране рубежей России посвящена выразительная работа "Кто идет?" (2001). С высокого речного откоса группа древнерусских воинов пристально вглядывается в сумеречную даль, откуда может придти неприятель. Свинцово-фиолетовая гамма неба с розоватыми полосками заката усиливает ощущение тревоги, разлитой в атмосфере напряженного ожидания.

Отдельный живописный цикл посвящен уникальной архитектуре древних русских городов: Смоленска, Владимира, Суздаля, Переславль-Залесского. Художник стремится показать жизнь памятника в современной действительности. В картинах, написанных нынешним летом: "Переяславль-Залесскии. Горицкий монастырь", "Плес", "Церковь Покрова на Нерли", "Летний день в Суздале" выбор точки зрения и пастозность краски позвояют передать монументальную мощь творений. В то же время в архитектурные пейзажи врывается дыхание живой природы: весело проносятся по синеве неба легкие облака, солнце красит розовыми бликами поверхность зданий, делая их особенно нарядными, придавая лучезарность старинным городским видам. Красочная живопись органично соединяется с четким рисунком, который лежит в основе изображения художником каждой архитектурной детали.

Особой лучезарностью, добрым отношением к модели проникнуты портреты детей, женщин, стариков. В "Оленьке" (1992) художник любовно создает трогательный образ застенчивой девочки в синем платьице. Интересен портрет жены Лены в роскошном костюме 19 века (1995). В "Деде Кирее" (1997) внимание притягивает мудрое доброе лицо пожилого человека, сидящего в белой рубахе на крыльце родного дома. Все, что его окружает: изба, сарай, предметы хозяйственного быта - все сделано этими натруженными руками. Это неизменное уважение к старшему поколению, к нашему прошлому, сквозящее в портретных, пейзажных, исторических образах Юрия Мелькова - составляет одно из основных достоинств произведений художника, а также придает особую актуальность его творчеству, подчиненную основной теме -сохранению исторической памяти русского народа. Следуя лучшим традициям отечественного изобразительного искусства художник стремится как можно полнее выразить "красоту, мощь и смысл наших родных образов, нашей русской природы и человека, нашей настоящей жизни, нашего прошлого, наши грезы, мечты, нашу веру", чтобы в "в своем истинно национальном отразить вечное непреходящее". Эти слова Виктора Михайловича Васнецова, сказанные уже более столетия назад, полностью соответствуют пониманию Юрием Мельковым задач и целей русского искусства, чему подтверждением служит его творчество.

 

Л. Мельникова, искусствовед, ст. научный сотрудник Смоленского музея-заповедника

назад